Если взглянуть на Кашин с высоты птичьего полета, можно увидеть, что река Кашинка, протекающая в черте города, образует петлю, по форме напоминающую сердце. На узком перешейке ее находится высокая гора. Площадка же внутри петли Кашинки ниже окружающей местности на 15–25 метров, поэтому город находится на дне природной чаши, в этаком микроканьоне. На этом сердцевидном полуострове среди лесов и возник город – с типичным для древнерусских городов хорошо укрепленным кремлем на горе, вокруг которого разрастался посад.

По официальным данным, основанный в 1287 году, но, по результатам археологических раскопок, существовавший и ранее, Кашин достиг своего расцвета в XVI–XVII веках, сначала как церковный центр, а с XVIII века – как купеческий город.

Вероятно, особенности местности и предопределили необычное расположение кашинских храмов, которые были сгруппированы цепочками в конкретные фигуры, что говорит о высоком уровне градостроительного искусства того времени. Теорию храмовой застройки Кашина XVII века вывел кандидат архитектуры Геннадий Мокеев. Для древнего Кашина была характерна крестово-круговая застройка. Такую застройку, кроме Кашина, имеют только два города в Европе – Великотырнов в Болгарии и Каменец-Подольский в Украине. В основе композиции – символика Христа Спасителя. Подобного сакрального места на Руси не было и нет. Кстати, исследователям до сих пор не ясно, задумали ли это люди или так получилось само собой.

Какие же фигуры были характерны для градостроительной системы Кашина? Во-первых, крест . 33 церкви были расположены крестообразно – 16 на 17. 33 – это возраст Иисуса Христа, крест – Его символ.

Следующая фигура – круг . Еще 24 церкви образовывали храмовое ожерелье вокруг посада. Это число тоже не случайно. Это ассоциации с Иерусалимом, с его Горним Престолом. В Откровении Иоанна Богослова сказано: «И вокруг Престола – двадцать четыре престола». Главный престол Кашина – Воскресенский кафедральный собор в самом центре города – главная его святыня и главная достопримечательность.

А были еще и треугольники , образованные монастырями и башнями кашинского кремля. Внешний треугольник составляли крупнейшие монастыри Кашина: Сретенский девичий, Николаевский Клобуков мужской и Дмитровский мужской. В каждом из этих монастырей была церковь во имя Святой Троицы. Интересно расположение этих храмов: с колокольни одного можно было увидеть два других.

Монастырям принадлежала важная роль в градостроительной системе Кашина. Они размещались преимущественно на подступах к городу, у реки и у сухопутных путей. Являясь ориентирами, монастыри несли и сторожевые функции. Монахи одни из первых могли заметить опасность, угрожающую городу извне, и предупредить кашинцев колокольным звоном, иногда они были вынуждены первыми встретить врага.

Внутренний треугольник состоял из Духова, Варваринского и Пречистенского монастырей, крепостной – из воротных башен кашинского кремля: Духовской, Воскресенской и Архангельской.

Конечно, до наших дней большинство храмов не сохранилось. Деревянные, сгоревшие во времена татаро-монгольского и литовского нашествий и отстроенные заново в камне, церкви и монастыри были разрушены своими же – в 30-е годы XX века. На территории монастырей были скотобойни, в зданиях храмов – в основном, склады и магазины, жилые помещения, о чем напоминает внешний облик этих зданий, а также архив, краеведческий музей, дом культуры. Но, к счастью, сегодня церкви возрождаются и восстанавливаются, зачастую руками самих прихожан.

А ведь Кашин можно назвать городом русского сердца не только из-за природных особенностей. Кашинские купцы не жалели средств на развитие города и благотворительность. Можно сказать, что Кашин издавна славится гостеприимством жителей. Открываются новые музеи и туристические маршруты, потому что кашинцы стремятся познакомить гостей с удивительной историей своего города и подарить всем тепло своих сердец.