«Средь лесов и кружевов таёжных,
Топи блат и насыпей дорожных
Разлеглось прекрасно и светло
Вознесенье – Белое Село»



На голом склоне пологого холма стоит деревушка: сирые покосившиеся избы, заросшие пруды, заброшенный храм, очерченный кругом берёз. Типичная нерадостная картина забытого богом села Российского: прежней славы, нынешней ветхости, убогости и нищеты. В прежние времена носило наше село гордое имя – Вознесенское. Гудели над полями Малиновые звоны, было в селе три улицы, четыре посада, а люду-то было видимо-невидимо…

Но обо всём по порядку.

В 1785 году в селе Вознесенском при попечительстве рода дворянского Пашковых отстроен новый деревянный храм во имя вознесения Господня, большой, однопрестольный. К церкви выстроен дом для священника, дом для церковного приказчика, сторожка, амбар. Храм Вознесения относился к Кочемльскому стану Кашинского духовного правления. К концу XIX столетия при приходе состояли сёла:
Просухино (ныне Тросухино) – там было 56 дворов, 384 человека, своя часовня во имя благовещения Пресвятой Богородицы; Спасское – 59 дворов, 360 человек, своя церковь Преображения Господня с семью приделами, также входившая в вознесенский приход; Макарово – 20 дворов, 96 человек; Старая Сусолиха – 8 дворов, 47 человек; Новая Сусолиха – 15 дворов, 68 человек и собственно село Вознесенское, где военных – 16 дворов, 41 человек, дворян – 1 двор, 1 человек, мещан – 2 двора, 9 человек, крестьян – 60 дворов, 338 человек. Тогда же служил при приходе священник Александр Беликов (с 1873 года), Александр Васильевич Соколов (с 1885 года) – псаломщик.

Согласно материалам генерального межевания V ревизии в 1795 году село принадлежало Наталье Александровне Пашковой. Усадьба Пашковых – сельцо Афросиньино – находилась к северу от села. В 1850 году имение Вознесенское и усадьбу Афросиньино выкупил штабс-капитан Владимир Львович Шаховской, после него селом владела Людмила Владимировна Шаховская.

В эпоху Шаховских в Афросиньино создаётся система прудов с каналами, строятся барский дом и флигель. В конце XIX столетия усадьбу у Шаховских купил помещик г. Шуман. К этому времени относится информация о кирпичном заводе, располагавшемся на «выгоне» между д. Мостищи, Матино, Вознесенское. Владел – мостищинский богач Кирилл Тихонович Блинов. Работал завод до 1920-х годов (со слов Постниковой К.А., 1917 г. рож.).

Далее приведём выдержку из материалов «сборника статистических сведений по Тверской губернии»:
«В деревне 12 колодцев, 4 пруда. Крестьяне садят капусту, сеют кустовку, псковский лён, рожь, картофель… После выхода на волю (1861) землю не переделяли… Вновь строятся на новых усадьбах, старые же поступают обществу или оплачиваются в пользу него 11/2 руб. с души, топливо покупают рублей 6 на двор, отопляются сучьями. Всем селом арендуют 36 дес. разных угодий. Для заработков уходят в плотники, в Ст-Петербург на заводы и фабрики… В селе есть молочная лавка, при селе же усадьба г. Шуман».

Рубеж XIX–XX вв. в Тверской губернии характеризуется подъёмом народного образования, ликвидацией безграмотности. По всему Кашинскому уезду основываются земские начальные училища, выходят в жизнь молодые учительницы – выпускницы Тверской женской учительской школы им. Максимовича. Открывается школа в соседнем селе Матино – попечителем её стала вознесенская барыня Елена Романовна Шуман. В Вознесенском открылась приходская школа в 1893 году (дата спорная). Учащихся – 40 человек. До какой поры школа работала – неизвестно. В 30-е годы дети уже ходили в матинскую школу.

«Над селом под цвет зори румяной,
Дали синие во век перекрестив,
Алый храм, смиренный, осиянный,
У пруда зеркального стоит».

К началу XX века деревянная церковь сильно обветшала, рядом с ней была заложена новая из красного кирпича. Храм, ныне стоящий в с. Вознесенье, строился в 1903–1910 годах на деньги купца Рускова. Церковь также освящена в честь вознесения Господня. Храм однопрестольный, в неорусском стиле, на сводах сохранились 4 фрески: Вседержитель (юг), рождество (запад), благовещенье (север) и вознесение (восток). Отапливался храм двумя печами с изразцами земляного и изумрудного цветов, в подполе – вентиляционные ходы (воздушная подушка, чтобы зимой было тепло молиться).

Судьба этого памятника достаточно драматична. Отстроенный за семь лет до революции, храм довольно долго действовал и при новом режиме. Ещё в 30-х годах подновлялись фрески, здесь крестили детей. Последний священник – Морковкин Николай Петрович – в 1938 году был расстрелян, семья его сослана. Старожилы ещё помнят, как народ выходил прощаться с ними всем селом – такую хорошую память Морковкины оставили о себе.

В годы войны с колокольни сбросили колокола, до 60-х годов в храме хранилась утварь церквей с. Матино и с. Вознесенье. В 60-х годах начали хранить зерно, в результате отсырели и провалились полы. В настоящее время храм вознесения в аварийном состоянии.

Вспоминает Цветкова Н., уроженка села Вознесенского, 1927 г. рож.:
«Я ещё маленькая туда ходила, там и крестилась. Церковь-то наша какая ж прекрасная была: две лежанка изразцовые, две железом гофрированные, круглые, а такие иконы были, все в золоте, незнамо какие хорошие. Нынче в Угличе в церкви «На крови» все вознесенские иконы-то. До войны там ещё в сохранности всё лежало, и в войну тоже. После стали зерно ссыпать, и всё по миру пошло: на паникадиле витой ребятишки катались…».

«Да, Вознесенье село-то было богатое, какие здесь хлеба были, какие льны, ещё со
Спасского приходили теребить. А сколько дворов было… Это сейчас-то разруха».
Из воспоминаний старожилов

Советская власть в село Вознесенское пришла с национализацией усадьбы г. Шуман «Афросиньино» (1917–1918). В 1931 году организована сельхоз. артель им. Коминтерна. Правление колхоза находилось в пятиоконном доме у церкви (ныне вывезенном). Самым деятельным председателем, сохранившим этот пост в годы войны, был Пётр Фролов. До войны построили ферму №1 по трусохинской дороге на 25 голов лошадей, свинарник и овчарню. Ферма №2 строилась после войны вместо первой, в середине села, и имела пять отделений. До войны также поставили кузню (у погоста).

В советское время взошла звезда Вячеслава Федоровича Иванова – председателя областного исполнительного комитета, уроженца нашего села. Он появился на свет 4 марта 1894 года в семье управляющего имением помещика Шумана, а с 1914 года – арендатора поместья дьякона Федора Ивановича Иванова (дом Ивановых сохранился у церкви). Окончил школу в родном селе в 1905 году, Кашинское духовное училище в 1910-м, 4 класса Тверской духовной семинарии в 1914-м. С 1918 году – заведующий отделом внешкольного образования кашинского уезда. С июня 1921 года – заведующий организационно-инструкторским отделом Московского совета народного хозяйства, с февраля 1922 года работал в Мосторге, с 1929 года – председатель правления МосГорбанка, торговый представитель СССР в Австрии и так далее ряд высоких хозяйственных должностей. С 17 июня 1935 года – председатель калининского облисполкома (равнозначен посту губернатора).

Иванов – человек твёрдых принципов, удивительной нравственности. Несмотря на положение в обществе, его семья жила более чем умеренно. Служебную машину Вячеслав Федорович использовал только при крайней необходимости. Конец 30-х годов – время жестких репрессий. В.Ф. Иванов был снят с должности в 1937 году. Обвинён в антисоветской деятельности. Из застенок НКВД сумел передать весточку сыну: «Дорогой мой сын, Юрочка! Ты наблюдаешь, что делается со мной в эти дни. Я не знаю, буду ли я жив, но мне хотелось бы тебе сказать, родной. Не обижайся и никогда не ропщи на советскую власть за свою тяжкую жизнь. Я буду себя защищать, я не виноват. Вот это чувство пусть тебя подбадривает. Учись много, береги свою маму. Она замечательный человек. Мы её не ценим. Помогай ей во всём. Будь ласков с ней, родной мой. Обнимаю тебя, моё солнышко, много раз целую. Иванов». 10 февраля 1938 года В.Ф. Иванов был расстрелян.

Чёрной страницей в жизни с. Вознесенье была Великая Отечественная война. Не вернулись с полей в родную деревню 23 человека. Участником войны был ещё один выдающийся уроженец с. Вознесенье – Николай Федорович Румянцев (1914–1968).
Великую Отечественную Румянцев встретил зрелым командиром – начальником химслужбы танковой дивизии, а закончил начальником отдела военно-химического управления фронта. В 42-м во время установки фугасных миномётов был тяжело ранен. После ранения – опять в строй. Кавалер ордена красного знамени, Отечественной войны II степени, Красной звезды. В мирные годы получил звание генерала советской армии (технические войска). Внёс огромный вклад в дело химзащиты нашей Родины.

После 1945 года начался в Вознесенском всеобщий упадок. В 50-е годы Вознесенье вошло в колхоз «Родина» (д. Матино), в 60-е – в совхоз «Верхнетроицкий». Закрывается ферма, переводится сельсовет из Маковиц (4 км) в Верхнюю Троицу (8 км). Постепенно вымирает село. К началу XXI века осталось 14 домов.

А на месте усадьбы Афросиньино – лиственный лес, поросшие луга, где ещё угадываются очертания прудов и каналов. По воспоминаниям стариков удалось восстановить картину имения начала XX века:
«Леса не было, были поля, насаждения, колодцы. В пруду «Барском» был колодец, где завихряется вода, раньше дно пруда было выложено чем-то твёрдым, не илистое, как сейчас».
И ещё:
«А росли там раньше акации, по канавам орешники, липы могучие вековые, можжевельники; все-все канавы были обсажены – вот такая там была красота. Лип сейчас нет, потому что проходила мелиорация, их вырубали, корчевали, а после место это стало кустарником зарастать».

В 2004 году с. Вознесенье пополнилось постоянно живущими жителями. С 2008 года действует этнографический музей села Вознесенье, плод деятельности творческого объединения «Жар-птица», расположенный в крестьянской усадьбе Антоновых. Музей принимает группы из города Кашина и дома творчества «Тетьково».

Вот и сшили мы с тобой, дорогой читатель, лоскутное одеяло истории нашего села. Куски тряпиц друг с другом не всегда стыкуются, прорех множество, уже и не ясно, а можно ли его восстановить. Одно понятно – труд наш не напрасен. Быть может, ещё найдут недостающие лоскуты и вставят их в прорехи. Мы же будем помнить, что одеяло тело согревает, а история села есть память благодарная, отогревающая душу.

Источники:
1. Воспоминания К.А. Постниковой (в записи сотрудников Вознесенского музея). 2008.
2. Воспоминания Н. Цветковой (в записи сотрудников Вознесенского музея). 2009.
3. Епархиальный сборник по приходам Тверской губернии. Сост. Добронравов. 1890.
4. Записка В.Ф. Иванова от 1937 года.
5. Материалы ген. межевания V ревизии за 1795 год.
6. Сборник статистических сведений по Тверской губернии. 1894.

Библиография:
1. Бардашов В.Х.. С берегов Медведицы. Кашин, 2008.
2. Кисловской.
3. Кошелевский. Город Кашин. Кашин, 1985.
4. Они были первыми// Тверские ведомости. Тверь.
5. Тверской энциклопедический словарь. Тверь.