Село Матино лежит в низинке по дороге на Славково, название происходит от старославянского «Мати», что значит «мама», «Матушка». На старых картах 1918-1920гг обозначено, как «Митино».

Первые сведения о селе относятся к концу XVIII века: в документах владельцами названы Волынская Н.Н., Постельникова Е.А., Зикова Ф.Н., Угрюмова И.И., Бокастова Е.И. В их владении было 15 дворов, 40 мужчин, 40 женщин.
По документам 1850г: одна часть села составляет собственность титулярного советника Сергея Павловича Перского – 7 дворов, 24 м, 30 ж; Вторая в собственности штаб-ротмистра Селифонтьева Сергея Михайловича(булатовский помещик).Третья принадлежала вольным хлебопашцам А.Филиппову, Е.Федорову, И.Петрову, К.Демидову, проживало на Третьей части – 7 дворов, 26 м,36 ж. На 1862 год – всего 17 дворов 60 м , 75 ж.

Таким образом, помещичьих частей в селе Матино было две, что перекликается со «Сборником статистических сведений по Тверской губернии 1894 года»:
«Село Матино лежит на равнине, избы первой части на северо-восток, избы второй части на юго-запад надела, для обеих частей в селе есть общий пруд».

Про те же две части вспоминала Постникова К.А. 1917 г.р., уроженка Матино:
«В Матино исстари было два посада – один «Булатовский(ближе к Мостищам)», другой «Перский(ближе к Вознесенью). У одного посада было два, у другого три колодца. Земли к Вознесенью обрабатывались «перскими» крестьянами, к Мостищам «булатовскими», земля к лесу принадлежала церкви. В середине села, окнами к «перскому» посаду стояло общее питейное заведение «чайная». Принадлежало оно Авдотье Филипповне Селезневой(Ефремовой).Действовало до революции, закрыто в 20-е.»

В документах, кроме трактира упоминаются две мелочные лавки, ветряная мельница и маслобойка. Известно, что в селе Матино была своя кузница, находившаяся ближе к ручью. Владели ей Смирновы, в советское время национализирована. На выгоне между Мостищами, Матиным и Вознесеньем был кирпичный заводик принадлежащий Кириллу Трифоновичу Блинову.

День села гуляли на Илью-пророка, Петров день отмечали в соседнем Холстове (приходской праздник Матинской церкви).

О матинской церкви…

Согласно Епархиальным документам деревянный храм Николы в селе Матино построен в 1761 году, ок.1846 на его месте выстроен каменный с престолами св.Николая и св.Петра и Павла.

В «Тверском Епархиальном Статистическом Сборнике Добровольского И.Н. за 1901 год» приводится следующее:
Село Матино, от Твери 100 верст, от Кашина 25 верст.
Церковь Никольская, построена в 1846 году, каменная, престола два: в холодной Святителя Николая, в теплой Святых Апостолов Петра и Павла.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Лебедев 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1882 года, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Димитрий Александрович Ивановский 23-х лет, в служении с 1894 года, диаконом с 1896 года. Псаломщик Арсений Иванович Флеров 25-ти лет, в должности с 1892 года. Церковный староста крестьянин Феодор Стефанович Моронов 37-ми лет, в должности с 1895 года.
Прихожан в селе Матине, в сельце Тетькове Корчевского уезда, в деревнях: Холестове, Мостищах, Поповке, Козлове, Отрубневе, Селехове, Калицыне, в деревне Верхней Троице Корчевского уезда - 251 двор (956 мужчин, 1067 женщин).
В 1914 году служили: Священник Василий Лебедев 57-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Никольском храме 32 года. Псаломщик Александр Постников 29-ти лет, на службе 10 лет.
Прихожан в деревнях: Мостищи, Холстово, Поповка, Козлово, Отрубнево, Селихово, Калицыно, Верхняя Троица Корчевского уезда - 1040 мужчин и 1147 женщин.

К.А.Постникова (1917 г.р.) вспоминала:
« А какая же церковь у нас была белая-белая. Колокольней стояла к сторожке, колокольня высокая – лестница аж семь пролетов, широченная купол над колокольней – четырехгранный, над основной церковью круглый. Под колокольней была зимняя церковь, под круглым куполом - летняя. В летней церкви, какая же была красотища: из-под большого купола висела паникадила огромная, наверху были хоры, а на хорах висели цветки стеклянные свитые в венки. В стенах нашей церкви сделаны были ниши (с улицы), и в каждой из них – фрески разных святых, как сейчас помню – Николу Чудотворца, Иисуса, Илью-пророка, богородицу, Георгия.Церковь стояла сама белая, крыша зеленая, оградки столбики –беленькие, решетки – витые зеленые. На Пасху разрешали целую неделю всему люду бить в колокола. Помню сторож, он же звонарь Белов Александр Иванович, пускал на, ребятишек на верхний пролет. Колоколов в нашей церкви было пять: один великий, один средний три небольших ».

Церковь действовала, примерно до 27 – го года, затем была закрыта. Ее купил льнозавод и организовал приемный пункт. В 52-54 гг храм разобран на кирпич для новостроек в Кашине. К церкви относился ряд хозяйственных сооружений: Церковный дом( в сов. время здесь разместили клуб, сельсовет, начальную школу, библиотеку; разобран в 80-е), сторожку( в ней в разное время были пекарня , столовая, библиотека), церковный амбар и сарай.
О матинской школе…

В 1903 году открылись две начальные, однокомплектные школы Располагались они в наемных зданиях. Попечителем Матинского училища являлась Елена Романовна Шуман (Вознесенская помещица). Она же помогала собирать деньги на строительство нового школьного здания. Удалось завершить строительство, лишь к 1914 году. Школа построена у ручья между Матиным и Мостищами. Здание сгорело в первые годы советской власти. Некоторое время детей обучали в бывшем доме причта. В это время готовилось новое здание, которое снова сгорело. В 20 – е годы из д. Козлово перевезли готовую школу. Сохранившийся школьный сад посажен детьми в 50-е по инициативе учителей Крупенина и Аникина. Закрыли школу в 80-е, начали разбирать. В настоящее время в сильно заросшем школьном саду стоит лишь фундамент школы.

О колхозе
Первоначально назывался колхоз «имени ОГПУ», организован около 1929 года. Первым председателем был Петров Александр Семёнович, после него руководили:

  • Блинов Дмитрий Иванович;
  • Морозов Михаил Васильевич (до 1941);
  • Постникова Клавдия Александровна (до 1948);
  • Рулёв Павел Константинович (до 1953) –
    в 1949 году переименован в «сельхоз бригаду им. Сталина»;
  • Гогонин Василий Васильевич (до 1957);
  • Крупенин Валериан Кузьмич;
  • Полуденный Павел Константинович –
    при нём сёла Матино, Вознесенье, Мостищи, Козлово, Холстово, Мал. Макарово объединили в колхоз «Родина». Матино стало центральной усадьбой колхоза;
  • Макаров А.А. (до 1965) –
    в 1965 году колхоз «Родина» вошёл в состав совхоза «Верхнетроицкий». Возглавил совхоз Макаров А.А.

Матино в годы народной войны

Рассказывает Постникова К.А. (председатель колхоза им. ОГПУ д. Матино в 1941–1948 годах ):

«Около тридцати человек ушло на фронт, вернулось девять, осталось нас в колхозе 140 человек, в основном дети, женщины и старики. Забирала рабочие руки и мобилизация: отправляли женщин матинских копать торф, сплавлять лес. Как сейчас вспомнишь – ужаснёшься, не знамо какие трудности были: рабочей силы нету, повозок новых сделать некому, убирать зерновые – вручную. Помню, впрягалась я с женщинами вместе в плуг и тащила его. Мне после того женщины сказали, что лучше лопатами всё поле перекопают. А какие обязанности были: мосты строили через ручьи. Ведь мы-то прифронтовая полоса! А как строили – посадим пару стариков для совета, а сами, женщины, брёвна тащим, обтёсываем. Обязывали нас очищать участок тракта от Сусолихи до Поповки, во время снежных заносов. К Твери в ту пору шла техника и продовольствие. Так и выходили с лопатами, ночью в метель. А чем кормились – зерно всё отдавали фронту, ели «тырганцы» – очистки от подгнившей картошки, от чего у женщин часто случалась рвота. Ещё опасности – дезертиров ходило множество. Один пришёл ко мне ночью, говорит: квартиру подавай ему, довольствие. Отвечаю: сами впроголодь живём. Покуда он решения моего ждал, сказала парнишке нашему, матинскому, чтоб скакал на военную точку воздушного наблюдения. Она между Мостищами и Козловым находилась. Габлин (был там такой командир) мог арестовать дезертира. Когда Габлин уже подъезжал – дезертир всё понял. Плюнул мне в лицо и скрылся. Я уж и на том рада была, сами бы мы с ним не управились.

Трудились мы с двух ночи до десяти вечера. В годы войны построили ригу. В ней сушили лён, обмолачивали, трепали. Была у нас даже машина, для трепания льна – «самталовка». Построили мы и скотный двор у ручья, на тридцать голов скота. В хозяйстве уже были конюшня на 27 лошадей (из них 9 забрали на фронт), свинарник на 20 поросят, овчарня в амбаре кузнеца. Помню, в овчарне между брёвнами была щель на улицу. А в ту пору волков развелась тьма-тьмущая. Мужиков-то не было, стрелять некому. Вот помню, волк здоровенную овцу прям через щель вытащил на наших глазах…

Работало нас в годы войны две бригады, до войны три было, позже по недостатку людей стало две. Едва успевали выполнять приходящие распоряжения. А ежели не выполнишь, разговор короткий – судить по законам военного времени. Как это делалось – вы и сами знаете. Был у нас Блинов Е.В., евангелист, жил там, где сейчас почта. Когда его мобилизовали, он сказал, что не будет стрелять в людей по убеждению, так его самого осудили и расстреляли. И мне угрожали, если чего случалось в колхозном хозяйстве не так. Да, было трудное время…»

Список павших в годы ВОВ, публикуется по памятной доске из матинского клуба.

Блинов К.А Постников А.А. Блинов М.Н. Блинов П.К. Бровкин А.А. Бровкин И.А. Козлов Н.Г. Карасёв М.А. Морозов А.К. Морозов Н.В. Бровкин А.Д. Смирнов Н.В. Козлов А.И. Румянцев А.И. Козлов М.Г. Морозов Н.В. Постников В.А. Смирнов Н.В. Румянцев И.П. Козлов А.А.

Матино сегодня
В настоящее время (на 2009 год) в деревне Матино стоит 25 домов, постоянно проживает 28 человек. С 2000 года начался приток молодёжи в село. Возникло несколько новых крепких хозяйств.
Матино всё чаще расценивается как место творческих встреч. С 2008 года начал функционировать дом творчества «Жар-птица», где периодически проходят интересные мероприятия. Экономическое благосостояние села на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем ответов. Коллектив «домохозяев» в Матино только формируется. От них и будет зависеть будущее этого места. Однако в целом в сравнении с прочими соседними сёлами просматриваются тенденции к возрождению.

Источники

  1. Воспоминания К.А. Постниковой (в записи сотрудников Вознесенского музея). 2008.
  2. Епархиальный сборник по приходам Тверской губернии. Сост. Добронравов. 1890.
  3. Материалы Генерального межевания V ревизии за 1795 год.
  4. Материалы Генерального межевания по IX ревизии за 1850 год.
  5. Сборник статистических сведений по Тверской губернии. 1894.
  6. Таблица выработки нормы бригадами сёл колхоза «Родина».

Библиография

  1. Бардашов В.Х. С берегов Медведицы. Кашин, 2008.
  2. Успенский В.Д. Первый Президент: повесть о Михаиле Калинине. 1975.