Где он, Кашин?

Кашин – город на северо-востоке Тверской области, примерно в 200 км от Москвы и 600 км от Санкт-Петербурга. Мы уверены, что многие жители столиц и городов за пределами Тверской области никогда о таком городе не слышали, а между тем он внес немалый вклад в жизнь Российского государства на протяжении своей почти 800-летней истории.

Откуда название «Кашин»?

Ответ, который просится сам собой: город назван в честь каши, обрядового свадебного кушанья. Каша – символ плодородия в новой семье и наиболее распространенная русская еда. Тем более, что в альбоме одной из помещичьих усадеб была сделана следующая запись:

«Сюда на кашу приезжали, нам говорили в старину.
Ее на площадях едали, назвали Кашин потому».

Почему бы и нет, но надо помнить, что до славян в этих местах жили финно-угорские племена, и если искать происхождение названия в их языке, всплывает слово «кашина» – река, поросшая камышом. Река Кашинка, на которой стоит город, действительно отвечает этому названию. Таким образом, Кашин – город-крепость на заросшей реке.

Многие гости зачастую называют древний город (кстати, практически ровесник Москвы) странным названием «Кашино». Простим им эту оплошность, но все-таки не путайте Кашин с Кашино.

Кашин - город русского сердца

Если взглянуть на Кашин с высоты птичьего полета, можно увидеть, что река Кашинка, протекающая в черте города, образует петлю, по форме напоминающую сердце. На узком перешейке ее находится высокая гора. Площадка же внутри петли Кашинки ниже окружающей местности на 15–25 метров, поэтому город находится на дне природной чаши, в этаком микроканьоне. На этом сердцевидном полуострове среди лесов и возник город – с типичным для древнерусских городов хорошо укрепленным кремлем на горе, вокруг которого разрастался посад.

По официальным данным, основанный в 1287 году, но, по результатам археологических раскопок, существовавший и ранее, Кашин достиг своего расцвета в XVI–XVII веках, сначала как церковный центр, а с XVIII века – как купеческий город.

Вероятно, особенности местности и предопределили необычное расположение кашинских храмов, которые были сгруппированы цепочками в конкретные фигуры, что говорит о высоком уровне градостроительного искусства того времени. Теорию храмовой застройки Кашина XVII века вывел кандидат архитектуры Геннадий Мокеев. Для древнего Кашина была характерна крестово-круговая застройка. Такую застройку, кроме Кашина, имеют только два города в Европе – Великотырнов в Болгарии и Каменец-Подольский в Украине. В основе композиции – символика Христа Спасителя. Подобного сакрального места на Руси не было и нет. Кстати, исследователям до сих пор не ясно, задумали ли это люди или так получилось само собой.

Какие же фигуры были характерны для градостроительной системы Кашина? Во-первых, крест. 33 церкви были расположены крестообразно – 16 на 17. 33 – это возраст Иисуса Христа, крест – Его символ.

Следующая фигура – круг. Еще 24 церкви образовывали храмовое ожерелье вокруг посада. Это число тоже не случайно. Это ассоциации с Иерусалимом, с его Горним Престолом. В Откровении Иоанна Богослова сказано: «И вокруг Престола – двадцать четыре престола». Главный престол Кашина – Воскресенский кафедральный собор в самом центре города – главная его святыня и главная достопримечательность.

А были еще и треугольники, образованные монастырями и башнями кашинского кремля. Внешний треугольник составляли крупнейшие монастыри Кашина: Сретенский девичий, Николаевский Клобуков мужской и Дмитровский мужской. В каждом из этих монастырей была церковь во имя Святой Троицы. Интересно расположение этих храмов: с колокольни одного можно было увидеть два других.

Монастырям принадлежала важная роль в градостроительной системе Кашина. Они размещались преимущественно на подступах к городу, у реки и у сухопутных путей. Являясь ориентирами, монастыри несли и сторожевые функции. Монахи одни из первых могли заметить опасность, угрожающую городу извне, и предупредить кашинцев колокольным звоном, иногда они были вынуждены первыми встретить врага.

Внутренний треугольник состоял из Духова, Варваринского и Пречистенского монастырей, крепостной – из воротных башен кашинского кремля: Духовской, Воскресенской и Архангельской.

Конечно, до наших дней большинство храмов не сохранилось. Деревянные, сгоревшие во времена татаро-монгольского и литовского нашествий и отстроенные заново в камне, церкви и монастыри были разрушены своими же – в 30-е годы XX века. На территории монастырей были скотобойни, в зданиях храмов – в основном, склады и магазины, жилые помещения, о чем напоминает внешний облик этих зданий, а также архив, краеведческий музей, дом культуры. Но, к счастью, сегодня церкви возрождаются и восстанавливаются, зачастую руками самих прихожан.

А ведь Кашин можно назвать городом русского сердца не только из-за природных особенностей. Кашинские купцы не жалели средств на развитие города и благотворительность. Можно сказать, что Кашин издавна славится гостеприимством жителей. Открываются новые музеи и туристические маршруты, потому что кашинцы стремятся познакомить гостей с удивительной историей своего города и подарить всем тепло своих сердец.

Кашин - духовный центр тверской земли

С XVI века за Кашиным закрепилась роль крупного церковного центра. С этого времени архиепископ Тверской стал именоваться и Кашинским. Тогда в городе было до 70 храмов. На сегодняшний день в Кашине семь действующих церквей на 15 тысяч населения. Согласитесь, для нашего времени и это много.

Главной святыней города и архитектурной доминантой является Воскресенский кафедральный собор, который виден практически отовсюду. На сегодняшний день это крупнейший собор в Тверской и Кашинской митрополии. Собор был возвращен епархии недавно, лишь в 2009 году, и сейчас в нем возрождается приходская жизнь, идут богослужения. Параллельно идет реставрация, и хочется надеяться, что былое великолепие его внутреннего убранства удастся восстановить. С конца XVII века до 1930 года в нем находились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, которые сегодня пребывают для поклонения в Вознесенском соборе.

В разное время в городе было около 15 монастырей. Крупнейшие из них: Дмитровский мужской монастырь, Сретенский девичий монастырь, Николаевский Клобуков мужской монастырь – просуществовали порядка 600 лет вплоть до 30-х годов ХХ века. В 1990-х годах началось возрождение Николаевского Клобукова монастыря, и сегодня обитель является действующей, но уже как женская.

Но, несмотря на вандализм Советской власти, когда большинство храмов были разрушены, Кашин до сих пор остается святым местом – во многом благодаря своей небесной покровительнице – святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, жившей на Тверской земле в конце XIII – начале XIV века.

Она была женой святого благоверного князя Михаила Тверского, жестоко казненного в Золотой Орде по навету племянника, московского князя Юрия. Беды, которые обрушились на жителей Тверского княжества, вызвали глубокое сострадание в Анне. Она ходила к тем, кто не мог дойти до княжеского двора, кормила стариков и женщин, с особым вниманием заботилась о вдовах и сиротах. Анна пережила гибель мужа, сыновей, внука, немало страданий доставляли ей междоусобные брани родственников. На склоне лет ее, монахиню тверского Софийского монастыря, младший сын Василий упросил переселиться в Кашин – его удельное княжество. Здесь для нее был построен Успенский монастырь, в котором она приняла великую схиму и преставилась в 1368 году.

Хотя Анна прожила в Кашине всего год, жители очень полюбили ее, даже когда на волне борьбы с расколом в 1678 году преподобная Анна Кашинская была деканонизирована, они не переставали ее почитать как свою святую покровительницу и верили (и верят до сих пор!), что она хранит город от всех напастей. Но времена изменились, и 25 июня (12 июня по ст. ст.) 1909 года состоялась вторая канонизация Анны Кашинской – случай в истории церкви уникальный.

Так же масштабно, как и в начале ХХ века, Кашин отметил 100-летие второй канонизации святой благоверной княгини. Радостным событием для горожан стало то, что 25 июня 2009 года Воскресенский собор, где находился Дом культуры, был передан Тверской и Кашинской епархии (ДК же переехал в новое специально построенное здание). С 1990-х годов День города Кашина приурочен ко дню памяти небесной покровительницы – 25 июня (еще один день памяти Анны Кашинской – 15 октября – день ее преставления ко Господу).

Прославил Кашинскую землю своими иноческими подвигами и святой преподобный Макарий Калязинский (XV век), который, будучи уроженцем села Гридково (ныне Кожино) близ Кашина, принял постриг в Николаевском Клобуковом монастыре, но впоследствии ушел оттуда и основал монастырь во имя Святой Троицы в соседнем Калязине. Вместе с Макарием подвизался в Клобуковской обители его племянник, ставший святым Паисием Угличским; в Кашине родился преподобный Савва Вишерский.

Нельзя обойти вниманием и местночтимую кашинскую святую – Дорофею Лодыгину. В XVII веке после гибели мужа и сына во время польско-литовского нашествия она подвизалась в Сретенском девичьем монастыре, который восстанавливала из руин и в котором монашествовала много лет. Память о ней чтится и по сей день: на территории бывшего монастыря в Рабочем поселке есть ее могила, за которой ухаживают учителя и ученики коррекционной школы, ежегодно к месту упокоения святой совершается крестный ход.

Память об этих святых заступниках русской земли и сегодня влечет в Кашин многочисленных паломников.

Кашин — город-курорт

Кашин – маленький тихий городок, где размеренная жизнь, чистый воздух и природные красоты располагают к отдыху. И поправить здоровье здесь можно не только поэтому. Благодаря своим минеральным источникам, Кашин стал одним из первых бальнеологических курортов России. Сегодня ООО «Санаторий Кашин» – здравница федерального значения.

Время появления кашинских источников достоверно не известно, но старожилы утверждают, что они существуют с незапамятных времен. Рассказывают красивую легенду о том, что минеральная вода источников – это слезы святой благоверной княгини Анны Кашинской, которые лились на землю, когда она оплакивала убитых в Золотой Орде мужа, сыновей и внука. Тогда не было сомнений, что источники – святые и Богом данные. Ими пользовались многочисленные паломники, приходившие поклониться мощам преподобной Анны.

Изучение кашинских минеральных вод шло на протяжении всего XIX века, но лишь благодаря деятельности доктора А.В. Алексеевского и городского главы Н.И. Манухина при содействии кашинских купцов, с 1884 года сезоны курортного лечения в Кашине стали ежегодными. Эта дата считается датой основания курорта. Затем 3 ноября 1892 года император Александр IIIподписал указ о признании общественного значения кашинских минеральных источников. Именным высочайшим указом царь повелел министру государственных имуществ «принять меры для охранения сих источников от порчи и истощения». И сегодня проводится постоянный мониторинг источников: анализ воды, подсчет запасов; границы скважин охраняются.

Помимо приема воды внутрь и ванн, с 1912 года началось применение лечения торфяными грязями, без которых сегодня немыслимо оздоровление в санатории «Кашин», а первая грязелечебница была построена в 1914 году.

После революции в стране действовало всего пять курортов, и Кашин – среди них. В марте 1919 года декретом СНК РСФСР «О лечебных местностях государственного значения» кашинский курорт был передан в собственность Народного комиссариата здравоохранения. В 20-е годы его территория была расширена, весной 1922 года обновленный курорт открыл первый лечебный сезон. В годы Великой Отечественной войны на базе курорта находился госпиталь, с 1945 года здравница возобновила круглогодичную работу, которая не прекращается по сей день.

Во второй половине ХХ века идет планомерная реконструкция курорта: строятся новые спальные корпуса, столовая, поликлиника и водогрязелечебница; продолжаются научные исследования. Здесь успешно лечатся заболевания желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, гинекологические и урологические болезни, действуют оздоровительные программы.

Так что санаторий «Кашин» не утратил своего общественного значения и в советское время, и в наши дни, благодаря профессионализму медицинского персонала и природным факторам.

Посетить санаторий можно и не будучи его пациентом. Он открыт для культурного отдыха местных жителей и гостей города: можно пройтись по парку или попробовать минеральной воды в питьевом бювете или из симпатичного фонтанчика «Мальчик-амур».

И если хочется убежать от большого города с его шумом, смогом и суетой, хочется убежать именно в Кашин. Как приятно порой побродить вечером по тихим зеленым улочкам, подышать чистым воздухом, а то и просто посидеть на лавочке во дворе, послушать, какие истории рассказывают старые люди о Кашине! Или взобраться на огромный холм, который остался от древнего городского вала, откуда Кашин виден, как на ладони, и, сидя на траве, наблюдать, как проплывают по небу – кажется, совсем близко – розовые облака, а золоченые кресты храмов кажутся на закате парящими в воздухе, как будто отдельно от куполов. И тогда понимаешь, что в Кашине можно исцелить не только тело, но и душу.