19 апреля, в субботу, я побывал на экскурсии краеведческого университета теперь уже в статусе студента этого необычного учебного заведения. Экскурсия была посвящена архитектурному облику Кашина XVIII-XIX веков.

Домой я возвращался в подавленном настроении. Шел по солнечной весенней улице и думал о том, а что же наше поколение оставит потомкам? Серые кирпичные коробки, одинаковые панельные девятиэтажки? А самое ужасное, что мы не бережем наследие предков! На интересной экскурсии, проведенной Татьяной Михайловной Голубевой, мы увидели не только архитектурные изыски стиля барокко и стройность классицизма, но и разрушающиеся памятники.

Вроде бы прошли тем же маршрутом, что и в прошлый раз: от библиотеки вокруг Воскресенского собора и далее мимо дома Жданова к соборному дому. Но смотрели на эти же объекты с другой точки зрения. Я узнал много новых слов: ризалит, антаблемент, сандрик. А еще – сухарик! Оказалось, что в архитектуре он несъедобный, а является украшением здания в стиле классицизма.

Татьяна Михайловна рассказала, что, например, Воскресенский собор – это яркий пример русского провинциального классицизма, а дом Ждановых – образец эклектики, то есть сочетает в себе не только классицизм и барокко, но даже готику.

Как возник стиль «эклектика»? Представьте себе типичную ситуацию. К архитектору приходит заказчик – богатый купец – и просит: «Сделай в моем новом доме окна дожей. Видел я в Венеции – они дюже красивые. Да не забудь украсить фасад ангелочками». Так как заказчик всегда прав, в результате получалось смешение стилей.

Глядя на декор соборного дома, я совершил маленькое открытие. Его окна сверху украшены завитками (по-научному – волютами). Завитки такой же формы повторяются на деревянных наличниках кашинских домов.

В конце экскурсии мы поиграли в игру, которая закрепила полученные знания об архитектурных стилях и их особенностях в кашинских зданиях, а юные краеведы сладко уснули в своих колясках по дороге домой.

С приветом, Петр Павлов

Фото автора