С 5 января по 28 февраля в Тверской области проходит профилактическая операция «Снегоход». Один из совместных рейдов прошел 24 января в Кашинском районе. Гостехнадзор представляли начальник отдела по организации надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Сергей Иванович Иванов, главный государственный инженер-инспектор по Кашинскому и Калязинскому районам Владимир Николаевич Иванов и Владимир Вячеславович Блёскин – по Кимрскому, полицию – участковый уполномоченный МО МВД России «Кашинский» Алексей Николаевич Коновалов, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области – охотинспектор Владимир Иванович Маврычев. Присоединился к ним и наш корреспондент.

Суббота, легкий мороз и много снега – самое время покататься на снегоходе! Съезжаем на Волгу в районе деревни Харлово Барыковского сельского поселения. Сергей Иванович напоминает коллегам, что главная цель операции – донести до граждан, что нельзя эксплуатировать внедорожную мототехнику без свидетельства о регистрации, свидетельства о прохождении технического осмотра, без государственного регистрационного знака, нельзя управлять снегоходом, не имея удостоверения тракториста-машиниста категории «А1» и, естественно, в нетрезвом виде.

И первый встреченный снегоход оказался нарушителем! Точнее, его владелец, у которого документы-то в порядке, а номерной знак к железному коню не прикрепил и даже с собой не взял. Товарищ отделался устным предупреждением.

Затем разделяемся. В.Н. Иванов и А.Н. Коновалов на снегоходе отправляются патрулировать Волгу у Калязинского моста, а В.В. Блёскин и В.И. Маврычев – ближе к Медведице и Кимрскому району.

Пока подъехали к рыболовам, которые приехали на реку на снегоходах, проверили их и стали составлять протокол, в легком тумане от падающего снега на горизонте появились характерные огоньки. Не один, не два, а штук семь. Позже пронесется «группа в полосатых купальниках» в составе аж 14 снегоходов!

– Это они, наверно, в Калязин на мероприятие едут, там вроде слет байкеров сегодня, – предполагает наш водитель Роман Алексеевич Смирнов.

Да, народ предпочитает кататься на снегоходах компаниями. Договариваются на форумах в Интернете и отправляются в путешествие, например, из Конакова в Кашин или в Тетьково. Как говорится, скатертью дорожка, только не забывайте, ребята, свидетельства о регистрации и прохождении техосмотра и права. И будьте осторожнее! Не потому, что остановит дядя из Гостехнадзора и выпишет штраф. А потому, что развлечение это из разряда экстремальных. Тяжелые происшествия, связанные с гибелью и увечьями людей, в том числе владельцев снегоходов, имеют место ежегодно. Помните, как несколько лет назад в Конаковском районе, катаясь на снегоходе, разбился насмерть известный телеведущий Сергей Супонев? А можно в полынью попасть и утонуть, может тряхнуть на неровном льду и снегоход перевернется… А вот был такой случай: в Конаковском районе один человек гнал на снегоходе и был, видимо, невнимателен – ему голову снесло мостом. Имейте в виду, что снегоход развивает скорость до 180 км/ч. Проблемы зачастую вызваны тем, что путешественники, живущие, как правило, в Москве не знакомы с особенностями нашей местности. В общем, не забывайте, что использование внедорожной мототехники создает реальную опасность для жизни и здоровья людей. Поэтому главной задачей операции «Снегоход» является снижение травматизма, укрепление безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды.

– Люди думают, что здесь нет никакого контроля. Но, благодаря таким рейдам, мы приучаем их к порядку, – говорит С.И. Иванов. – Особенно это касается выявления незарегистрированных снегоходов. Когда мы проводили первую операцию в 2001 году, в Тверской области было зарегистрировано всего 32 снегохода, сейчас – около трех тысяч, но эксплуатируется в два-три раза больше единиц техники.

Причина того, что граждане не хотят своих железных коней регистрировать как положено, – попытка убежать от налога, который составляет порядка 5000 рублей в год. А покататься на снегоходе удается от силы два-три раза за зиму – вот жаба и душит.

– Некоторые говорят: «А я не знал, что надо регистрировать!» Но в это верится с трудом, – продолжает Сергей Иванович, – во-первых, сегодня в современном информационном обществе трудно что-либо не знать, ведь даже в договоре купли-продажи сказано, что владельцы внедорожной мототехники (в том числе иностранного производства) обязаны в течение 10 суток с момента приобретения зарегистрировать ее в органах Гостехнадзора. А во-вторых, незнание закона не освобождает от ответственности.

В соответствии со статьей 19.22 КоАП РФ нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 2000 до 3500 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей.

А использование внедорожной мототехники с перечисленными выше нарушениями в соответствии со статьей 9.3 КоАП РФ влечет наложение штрафа на физических лиц от 100 до 300 рублей или лишение права на управление транспортным средством на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц наложение штрафа от 500 до 1000 рублей. Суммы с виду небольшие, но на душе от этого не легче. Что и подтверждает наш разговор с нарушителем – мужчиной лет сорока.

– Почему у вас нет удостоверения на право управления снегоходом?

– Не успел получить, но теперь ускорю этот процесс.

– А наложение штрафа у вас какие чувства вызывает? Согласны, что есть в этом воспитательный момент?

– Ну да, неприятно… Хоть и 300 рублей, но придется потратить время, чтобы заплатить.

За полдня участникам операции «Снегоход» удалось охватить территорию Кашинского, Калязинского и Кимрского районов.

– Мы проверили 29 единиц техники. В основном, нам встретились примерные граждане. Было составлено 8 протоколов об административных правонарушениях. Будем надеяться, нарушители исправятся, – подвел итог совместного рейда главный государственный инженер-инспектор по Кашинскому и Калязинскому районам Владимир Николаевич Иванов.

Ольга Никитина

Фото автора